Коломна. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 24 мая

пасмурно+12 °C

Онлайн трансляция

И выросли дома на окском берегу

23 авг. 2016 г., 14:32

Просмотры: 1630


Самому большому микрорайону Коломны 40 лет. Давайте вспомним, как всё начиналось: как радовались отдельным квартирам, как возвращались с работы в переполненных стареньких автобусах, прозванных "рыдванами", как бок о бок со строителями сажали деревья и разбивали первые клумбы во дворах. Тогда всё было первым: магазин, школа, детский сад, кинотеатр. И всё было своё - колычёвское.

Как всё начиналось

Трест "Мособлстрой-3", домостроительный комбинат и автоколонна 1417 - эти организации постоянно упоминаются в архивных номерах  "Коломенской правды" в связи со  троительством Колычёва. Первая занималась прокладкой коммуникаций, вторая -  возведением жилья, третья взяла на себя все транспортные задачи.

 

 

 

 

Руководитель городской администрации Валерий ШУВАЛОВ:

 

- На домостроительный комбинат я пришёл работать мастером в 1973 году. Это было мощное, на тот момент современное предприятие, одно из лучших в Московской области. Мы вводили в эксплуатацию 120 тысяч кв. м жилья в год. Результатом этой живой, невероятно продуктивной работы стало Колычёво.

(Из интервью газете "Коломенская правда", 2013 год.)

 

Глава города Галина ГРАЧЁВА:

 

- Новый микрорайон горожане заселили за два-три года. Трамвай в Колычёво пустили гораздо позже, в город и обратно люди ездили только на автобусах. Я пришла работать в автоколонну в 1983 году. Коллеги рассказывали, что в конце 70-х о комфорте перевозок ещё не думали, главное было привезти и увезти жителей. Для этого вводили укороченные маршруты, например № 15 от кинотеатра "Го­ри­зонт" до ул. Весенней.  А после того как построили путепровод и пустили трамвай, у горожан появился выбор на чём ехать, и напряжённость спала.

Здесь жить и не мечтал

Ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный строитель РСФСР Иван КАЗЬМИН начинал ещё в 50-х землекопом в "СМУ-1" треста "Мособлстрой-3", затем был бригадиром землекопов. Бригадиром плотников перешёл в только что образованный домостроительный комбинат, который и занимался возведением первых колычёвских многоэтажек. Он вспоминает:

- Больше ста домов в городе построил. Быстро мы их собирали, дома панельные на свайном фундаменте. Названий улиц в Колычёве ещё не было, детские сады, школы, магазины - всё это тоже после появилось. Тогда и не мечтал о том, что сам буду жить в тех домах, которые строил. В 2002 году вместе с супругой переехал в Колычёво. С тех пор живу здесь. Годков - то уж много - 91 исполнилось. Мне всё в Колычёве нравится - транспорт и магазины близко, хороший вид на Оку

 

Вспоминают коломенцы

Дмитрий ДОМНИН, предприниматель:

- Помню, как заселяли Колычёво. Родственникам дали там квартиру в конце 70-х. Мы с родителями помогали переезжать, потом в гости часто ездили. Удобств, как сейчас: школы, детсады, магазины - такого тогда не было. Трамваи ещё не ходили, а в автобусы было не влезть. Но своё жилье после коммуналки - они были счастливы! 

Виктория М., мама двух сыновей:

- Мы с мужем родились и выросли в Колычёве, здесь живут наши родители, растут наши дети. Мама часто рассказывала, как в начале 80-х возила старшую сестру в городской детский сад. Автобусов было мало, сесть в них было сложно, но мамочек с детьми всегда пропускали. Тогда многие возили детей в Коломну.  А я пошла в детский сад уже в Колычёве.

 

Первые шаги к настоящему

Заместитель руководителя городской администрации  по строительству и транспорту Геннадий ПАВЛЕНКО пришёл работать на домостроительный комбинат в 1980 году. Два года был начальником участка инженерных сетей, потом главным строителем.

- В моём ведении были коммуникации, фундаменты, социальные объекты, благоустройство, - вспоминает он. - Затем стал замдиректора комбината по строительству.

- Каким впервые вы увидели Колычёво?

- Была большая стройка. Улицу Астахова ещё не закончили, два-три дома возвели по Весенней, столько же по улице Девичье Поле. Кинотеатра "Русь" ещё не было. На его месте стоял строительный городок из вагончиков. Тогда перед нами поставили задачу расселить бараки и коммуналки. Поэтому в первую очередь строили жильё. В ту пору Колычёво, конечно, было  неприглядным - грязно, шумно.

- Диалог с жителями вели? Принимали от них замечания, предложения?

- Диалог был всегда, но в то время люди были нетребовательными и радовались только тому, что у них появился свой угол. Конечно, замечания по мелким недоделкам были. Решением директора комбината Бориса ЖУКОВА создали специальную бригаду, руководила которой Елена МИЛОСЕРДОВА. Её подчинённые ничем другим, кроме устранения этих недоделок, не занимались.

- Сегодня, по прошествии времени, кажется, что строительство шло, как по маслу, а ведь проблемы были.

- Ещё какие! Не хватало строительных мощностей предприятий, фронт работ распределяла область. Наш комбинат в то же время строил дома и в других городах. Не было стройматериалов. Необходимость каждого гвоздя доказывали (защи­ща­ли) в Москве. Выбить кирпич, цемент было очень трудно. О деньгах, кстати, тогда не задумывались, они шли централизованно.

    - Как оцениваете результат?

   - Главное, что мы выполнили свою задачу, люди получили отдельные благоустроенные квартиры. Со временем Колычёво стало удобным для жизни во всех отношениях. Но у района большие перспективы, он развивается и становится всё привлекательнее.

Для себя в буквальном смысле

 

Борис БЕЛОВ, генеральный директор ОАО "Гражданпроект":

   - С ноября 1975 года я работал геодезистом в СМУ-5. Мы прокладывали коммуникации и строили внутриквартальные дороги. Тогда готовились к сдаче первые дома на пересечении улиц Астахова и Девичье Поле. Эти улицы застраивались и с моим участием. Также я занимался строительством ливневых коллекторов вдоль центрального оврага, которые сегодня собирают дождевую воду со всего жилого района. В середине 70-х перешёл в ТПМ-7 проектного института "Мосграждан­проект", где уже полным ходом шло проектирование следующих очередей жилого микрорайона II-IV. Дома возводили очень быстро, каждая очередь по 50 тыс. кв. м. Потом сменилась серия домов, стали строить более современные 10-этажки, которые выпускал Коломенский ДСК.

1981 году я получил квартиру на улице Весенней. Моей семье очень нравилось там жить - простор, чистый воздух. Когда переехали на ул. Фрунзе, долго вспоминали прежнюю квартиру, виды из окон.

Я считаю, что Колычёво - это пример того, как нужно планировать жилые микрорайоны. Там выдержана плотность застройки, есть достаточно места для школ, детских садов, площадок для отдыха. Однако не всё, что мы задумывали, удалось воплотить. Четырнадцатиэтажные кирпичные дома, которые должны были стать акцентами в архитектурном облике всего района, так и не построили. Только сейчас они стали появляться в новом квартале.

Наталья КАНОНЕТОВА, в прошлом специалист городского управления архитектуры:

   - Я пришла в отдел главного архитектора в 17 лет, сразу со школьной скамьи. Помню, как на месте Колычёва было ровное поле, выделялись только колышки и ленточки. В валенки с галошами заливалась вода, но всё равно работали. Позднее наш отдел давал названия колычёвским улицам. Главный архитектор бросил клич, и мы придумывали. Рассматривали все варианты, системы никакой не было. Вспоминали памятные события, связанные с историей Коломны, известных людей, прославивших город. Так появились бульвар 800-летия Коломны, улицы Девичье Поле, Спирина, Астахова, Гаврилова. А Весенней и Южной улицы стали потому, что названия тёплые, позитивные, всем понравились.

Я сама в Колычёве живу с 1996 года. Обменяли квартиру на площади Советской и, вопреки всем "Колычёво не предлагать", уехали всей семьёй. Правда, первые полгода я очень жалела, так как появилось много проблем с транспортом, магазинами и т.д. Но сейчас считаю, что лучшего микрорайона в городе нет.


 

 

 

Колычёво, стройка, трамваев перезвон

Строительство колычёвской трамвайной линии в датах и цифрах:

 

  • 1977 - 1979 гг. - разработка проекта
  • 1982 год - начало строительства
  • 27 октября 1986 года - первый пробный рейс
  • 5 ноября 1986 года - окончание строительства

 Более 30 тысяч человек - население Колычёва  в 1986 году

 5 миллионов рублей - стоимость строительства ветки

 7,9 км - протяжённость линии,

 270 м - длина, 34 м - ширина путепровода

 Закуплено 10 трамвайных вагонов для новых маршрутов

 Установлено 12 остановочных павильонов

 

По новой схеме

Пуск новой трамвайной ветки изменил  маршруты движения трамваев в городе.

Многие действуют и сейчас. Тогда же, в ноябре 1986 года, своё современное название получили и некоторые трамвайные остановки - "Площадь Двух революций", "Трамвайное управление", "Флот­ская". Остановки в Колычёве также с того времени практически не изменились - "Посёлок им. Кирова", "Кинотеатр "Русь", "Девичье поле". Только в наше время к ним добавились новые: "По­ли­клиника № 2", "Му­зы­каль­ная школа" и т. д.

 Вспоминают участники события

Нина ШНЯГА, в прошлом начальник службы движения  трамвайного управления:

- Я с кондуктора начинала, потом трамваи водила, после уж в управлении стала работать. Колычёво шагами мерила - где остановки делать. Первоначально планировали, что посадочная площадка будет не на ЖБИ, а на улице Весенней, где сейчас поворот. Но потом перенесли, так как там больше поток людей был. Новые вагоны к нам поступили, мы их принимали на ветке, что сейчас перед Колычёвом под мост уходит, она специально была построена. Хорошо помню последние дни перед открытием путей. За несколько суток до этого был пробный пуск трамвая, сначала пустили вагоны, гружённые мешками с песком, а потом городское начальство поехало - все радовались! В день открытия торжественно было, люди заняли весь мост. Настоящий праздник - все говорили: "Наконец-то трамвай будет". Добираться стало без проблем и дешевле - билет на автобус стоил 5 коп., а на трамвай всего 3 коп.

Алексей МАЛЮТЯК, в конце 80-х зам. управляющего трестом "Мособлстрой" № 3:

- Когда построили Колычёво, была большая проблема попасть в район через железнодорожные пути, что пролегают по проспекту Кирова, их открывали и закрывали стрелочники, и машины, автобусы очень долго стояли на переезде, да и трамвай через рельсы нельзя было пустить. Проектировать мост и трамвайную ветку начали одновременно, в один день их и открывали. Очень старались успеть к Октябрьским праздникам. Строительство было на контроле в горкоме и исполкоме, а курировал его управляющий трестом Станислав ЧАЛАБЯН. Ждали и переживали все: ещё бы, такое событие! По значимости я бы сравнил этот пуск трамвая для Коломны с полётом человека в космос для СССР.

 

 

 О перспективах

 

Артур ФАРБЕРОВ, директор ГУП "Мособлэлектротранс": 

- Строительство колычёвской трамвайной ветки тогда, в 1986 году, связало густонаселённый район с городом. Для тысяч человек поездки в город и обратно стали намного комфортнее. Всё развивается. В начале двухтысячных трамвайную линию в Колычёве проложили по улицам Спирина и Весенней. В плане развития Коломны до 2020 года строительство спального микрорайона в Радужном. Планировалось, что там замкнётся ветка из Колычёва протяжённостью 29 км. Не ясно, как будет обеспечиваться транспортом новый седьмой микрорайон Колычёва, рассчитывали, что трамвай пойдёт по улице Гаврилова. До сих пор остаётся открытым вопрос о переносе трамвайного депо с проспекта Кирова в Колычёво. Земля под строительство отведена, но целевого финансирования или инвесторов пока нет. Но трамвай городу нужен, это неоднократно подчёркивал и руководитель администрации Валерий ШУВАЛОВ.

Говорят коломенцы:

Дмитрий Л.:

- Помню, как торопились строить, объявляли субботники. Я тогда был студентом, каникулы закончились. Нас попросили быть сознательными комсомольцами и выйти помочь строителям. Один раз собрали всех, лопаты дали, мы что-то гребли на путях, разравнивали. Так что считаю, что тоже принимал участие в строительстве.

Роман ГАЦКО:

- Когда я поселился в Колычёве в 1996 году, самой большой проблемой был транспорт. Трамваи уже пустили, но двойка и четвёрка ходили в одну сторону по кольцу, и сесть в трамвай, а потом выйти на нужной остановке было большой проблемой. Позже, когда пустили кольцо в обе стороны и добавили трамвайные маршруты, проблема исчезла. Я считаю, что сегодня Колычёво очень комфортный для жизни и работы, самодостаточный микрорайон.

Ирина ПОПОВА:

- Я очень хорошо помню то время, когда пустили трамвай. Я была ещё маленькой, и мама никогда не брала меня с собой в город, но после того как открыли новую ветку, меня стали вывозить "в свет" - зимой на каток, а летом в парк.

Колычёво:

мечты сбываются?

Колычёво сегодня - город в городе, уютный и комфортный для жизни. Однако, по мнению первых жителей, таким Колычёво стало в последние десять - пятнадцать лет.

- Поначалу об удобстве не думали, перед нами стояла задача - в первую очередь построить жильё, - признаётся зам. руководителя городской администрации Геннадий ПАВЛЕНКО.

Впоследствии стали открываться предприятия сферы быта, школы, детские сады, у домов появились тротуары, а под окнами кустарник.

Татьяна ФИДОРКИНА, житель района с 1984 года, вспоминает:

- Мы переехали в Колычёво из Старого города. Тогда в нашем районе, на улице Девичье Поле одни дома стояли, асфальтовая дорожка вела к автобусной остановке. 17-ю школу ещё не достроили. Под детские площадки только участки определили. Дворников во дворах ещё не было, и жители старались сами наводить порядок, подсаживали деревья, ЖЭУ во время субботников выделяло лопаты и грабли. Цветники, как тогда, так и сейчас - инициатива жителей, кому нравится, сажают под окнами.

В конце 70-х "КП" неоднократно писала о том, что все силы строителей уходят на возведение домов, на благоустройство не хватает рук и материалов. Однако дефицит не коснулся фантазии архитекторов.

Природный ландшафт Колычёвского оврага лёг в основу сквера. По словам местной жительницы Татьяны КУЗИНОЙ, которая переехала в район в 1980 году, в то время в овраге были пруды, там квакали лягушки и дети ловили рыбу. Вода ушла после проведения ливневой канализации, там появились дорожки, скамейки, а в детском городке в виде кремля (его многие помнят) проводили ёлки и другие праздники. Сегодня на месте кремлёвских стен современный детский сад, скамеек уже нет, а дорожки давно требуют ремонта. В 2013 году было разработано эскизное предложение территории оврага. Его автор, ведущий архитектор департамента городского хозяйства Лариса ТУЛИНОВА рассказывает:

- Прежде всего мы рассматривали овраг как зону транзита через микрорайон и как место отдыха. В проекте мы проложили тротуары по тропинкам, натоптанным жителями. Верхняя часть территории, за молодёжным центром "Русь", была предусмотрена как зона тихого отдыха со скамейками и клумбами. Средняя - амфитеатр для массового отдыха, праздников, а нижняя, за автостоянкой, для активного отдыха молодёжи. Там мы предусмотрели снаряды для уличной гимнастики и полигон для тех, кто катается на велосипедах, скейтах, сноубордах. Проект дорогой, и воплотить его только за счёт бюджета невозможно.

Так что сегодня овраг остаётся природным заповедником, любимым местом прогулок мам с малышами в колясках да хозяев домашних собак.

  

   Таким видели Колычёвский овраг архитекторы            А так он выглядит сегодня.  

ТПМ № 7 "Мосгражданпроекта" в 1972 году. 

 

     

 

КОМПЕТЕНТНО

Валерий ДЕНИСОВ, заместитель руководителя администрации города: 

   - Сегодня мы сконцентрированы на комплексном благоустройстве дворов, ежегодно делаем десять процентов от их количества. Комплексное благоустройство включает шесть элементов: детские городки, асфальтирование, озеленение, освещение, контейнерные площадки и информационные стенды. В Колычёве в этом году планируем завершить работы во дворе домов № 1 и № 3 по улице Спирина, продолжаем благоустройство на улице Девичье Поле, дом № 11, и на бульваре 800-летия Коломны, дома №№ 11 - 13. В скором времени надеемся воплотить ещё одну идею - яблоневые сады. Сразу скажу, что это сады-символы, мы подбираем для посадки декоративные сорта яблонь с оригинальной кроной и красивой листвой. В Колычёве планируем разбить два таких сада: за молодёжным центром "Русь" и рядом с физкультурно-оздоровительным комплексом "Атлант". Надеемся, что эти зелёные островки будут радовать горожан и напоминать о том, что некогда Коломна славилась яблонями и пастилой.

 

ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ КОЛОМЕНЦЕВ

Редакция "Коломенской правды" благодарна всем, кто нашёл в своих семейных архивах и прислал нам старые фото Колычёва. Теперь у нас есть возможность сохранить в памяти прежний облик района.

 

Вадим КРЫЛОВ прислал несколько снимков через социальные сети. На вопрос, для чего он их собирает, ответил, что он коренной коломенец и патриот своего города. В Колычёво Вадим приехал в 1976 году, жил на бульваре 800-летия Коломны и на улице Девичье Поле. Став участковым инспектором УВД, вынужден был переехать по месту службы, о чём сейчас сожалеет, так как Колычёво ему очень нравится.

 

Коломенец Михаил ВОРОБЬЁВ принёс в редакцию подборку фотографий своего отца Геннадия Николаевича, который родился и вырос в Протопопове. Строительство Колычёва проходило на его глазах. Михаил рассказал, что отец фотографировал окрестности своего дома (на фото), чтобы затем показать детям, где жили их предки. В этом  месте собирались журавли. В народе оно  именовалось Курлыновка. Фотография сделана в начале 1970-х. Уже тогда было очевидно, что глобальные перемены вскоре коснутся всего района.

Колычёво: прогулка по памятным местам

Колычёво - молодой район, однако история его начинается за многие века до наших дней. О метках времени и человеческих судьбах на колычёвской земле нам рассказал Александр ДЕНИСОВ, председатель совета Коломенского клуба краеведов:

- Первые поселения появились на левом берегу Оки в I-V веках. Протопоповское городище - археологический памятник эпохи раннего железного века. Сегодня здесь располагается деревенское кладбище. Девичье поле упоминается в документах в 1380 году как место сбора русских дружин перед Куликовской битвой. Это единственный объект в Колычёве, включённый в список памятников истории местного значения. Однако большая часть его территории сейчас застроена.

- Но ведь знак, напоминающий об историческом значении этой земли, сохранился.

- Белокаменный памятник в честь 500-летия победы на Куликовом поле был установлен в 1880 году и простоял до осени 1924 года, рухнув под напором ветра. В октябре 1990 года по инициативе историко-культурного центра "Девичье поле" на его месте установили знак работы скульптора Владимира ПОТЛОВА. Надпись на камне гласит: "На этом месте будет восстановлен памятный знак в честь сбора русских ратей накануне Куликовской битвы". Кстати, в Колычёве был открыт ещё один закладной камень, на берегу Оки. Он посвящён памяти воинов, погибших в локальных войнах и военных конфликтах.

 

- А история "пряника"? Многие уже не помнят, что раньше он стоял на площади Советской.

- Этот памятник, изготовленный грузинскими скульпторами, символизировал 800-летнюю историю Коломны. Его торжественно установили  в центре города в 1977 году. Почти сразу коломенцы прозвали его "пряником". При строительстве здания "Мосбизнесбанка" (сейчас это торговый центр "Глобус")  памятник перенесли к кинотеатру "Русь".

- А памятные доски? Их много в Старом городе, но известные люди жили и в Колычёве.

- Некоторые даже родились в этих местах, к примеру, в Протопопове, ныне  посёлке имени Кирова. Здесь родина учёного и конструктора Виктора МАКЕЕВА.  В городе установлен его бронзовый бюст, а на доме, где он родился, в 2004 году повесили мемориальную доску. Есть такие и у дверей школы № 15, она напоминает, что здесь работал заслуженный учитель России, первый директор школы Иван ПОЛЯКОВ. И на доме № 22 по улице Весенней, где  жил Николай БОДРЯГИН, художник, педагог, заслуженный работник культуры России.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Владимир ЛУЦЕНКО, председатель правления областной организации  "Российский Союз ветеранов Афганистана":

   - Мы долго подбирали место для закладного камня. В городской администрации сначала нам предложили каштановую аллею, но я узнал, что там под землёй проходит ливнёвая канализация, пришлось отказаться. Ещё один вариант - в Колычёве, напротив поликлиники. Но мне приглянулась набережная Оки - лучшее место, где сливаются история и современность. Сперва хотели поставить там часовню, получили благословение митрополита. Однако выяснилось, что в этом месте тоже проходит ливнёвка.  Решили устанавливать закладной камень. Из Карелии привезли гранит в две с половиной тонны весом. Строили только на свои деньги. В феврале 2014 - го на этом месте открыли памятник воинам, погибшим в Афганистане и на Северном Кавказе.

Николай ШЕПЕЛЁВ: главный инспектор отдела городской администрации:

   - Все памятные места в Колычёве сегодня обозначены либо закладным камнем, либо мемориальной доской. Есть постановление о формировании новой улицы в микрорайоне № 7. Ей присвоено имя Героя Советского Союза Сергея ЗАХАРОВА. В начале месяца там введён в эксплуатацию один дом. На подходе следующие. Планируем,  что на одном из них появится информационная табличка, на которой напишут, в честь кого была названа улица. Хорошо, если установка таких табличек станет традицией для Колычёва.

 

Колычёво: о настоящем и будущем

Колычёво строила практически вся Коломна. Многие предприятия и организации помогали ДСК в обеспечении монтажников оборудованием, оснасткой, приспособлениями, транспортом, делились кадрами опытных строителей.

В городе рассчитывали, что в перспективе комбинат сможет на Девичьем поле построить столько крупнопанельных зданий, чтобы в них дать новые квартиры и улучшить жилищные условия нуждающимся в этом 45 тысячам коломенцев. Расчёты оправдались.

 

Алексей ИЛЬИН, генеральный директор ООО "РК-Газсетьсервис" Коломна:

   - В Колычёве мы работаем около года. Строим новый микрорайон Донской. Когда начинали проект, рассчитывали, что многие горожане захотят улучшить свои жилищные условия, и не ошиблись. Мы не сравниваем себя с первыми строителями Колычёва. Они в год сдавали по 100 тыс. кв. метров жилья, нам до таких объёмов далеко. Но перед нами стоят другие задачи. Если раньше людям нужно было просто отдельное жильё, то сейчас речь идёт о комфортном проживании. Вместе с жильём мы сдаём детский сад, участвуем в строительстве школы. По плану предусмотрена поликлиника, современные спортивные сооружения, обязательно будет велодорожка. Срок сдачи микрорайона - конец 2021 года, но, думаю, сдадим раньше.

Колычёво, по моему мнению, привлекательный район: здесь нет вредных производств, а значит, хорошая экология. Кроме того, это молодой район, где, по нашим исследованиям, более половины жителей - в возрасте до 50 лет. Большая плотность населения даёт толчок к развитию социальной сферы и бизнеса.

 

 

СЛОВО ЖИТЕЛЯМ

Александр ОНУЩЕНКО, директор МЦ "Русь":

- Колычёво - уютный район, много магазинов, есть поликлиники. Но не хватает парковок для машин. Многие пересели на велосипеды, хотелось бы побольше велодорожек и современный открытый стадион. А жи­те­лям пора подключаться к благоустройству, чтобы Колычёво и дальше оставалось таким же чистым и комфортным.

Виктория КУНИНА, студентка:

- Колычёву чего не хватает? Воз­мож­но, большого концертного зала. А так всё есть, даже бассейн. Сейчас новые центры строятся, может быть, там кино и рестораны будут, тогда вообще в город можно будет не выезжать, если только в институт.

Людмила Борисовна, пенсионерка:

- Всё у нас хорошо. Вот только люди почти перестали общаться друг с другом, сидят по своим квартирам, у компьютеров. Раньше все гуляли, на лавочках сидели, дела обсуждали. Хотелось,  чтобы в Колычёве было больше скверов и парков, где люди гуляли бы с удовольствием.

 

ФОТОФАКТ

Юбилейная цветочная композиция украсила придорожный склон на улице Гаврилова. Так работники "Коломенского благоустройства" поздравили Колычёво с юбилеем.

 

 

 

Нина Соколова

Похожие новости

Повернём годы вспять

14 янв. 2017 г., 10:10