Яндекс.Погода

пятница, 13 декабря

пасмурно-1 °C

Онлайн трансляция

Русская опера вновь звучала у стен коломенского монастыря

17 июля 2019 г., 15:35

Просмотры: 453


Фестиваль, организованный под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в четвёртый раз прошёл в Коломне.

Он был создан в результате плодотворного сотрудничества институтов культуры и церкви.

«Четвёртый год существования фестиваля показал, что мы выбрали верный формат, - отметила министр культуры Московской области Нармин ШИРАЛИЕВА. - Он родился по итогам достаточно яркой дискуссии «Церковь и культура: миф о противостоянии, правда о диалоге», который мы провели с участием деятелей культуры и представителей нашей епархии. Во время диалога мы с Дмитрием Бертманом, художественным руководителем «Геликон-оперы», пришли к выводу, что нужно сделать конкретный проект, который расставил бы все точки на «и». Обязательным условием было привозить полноценный оперный спектакль, а не концертное исполнение. То есть всё с элементами сценографии, так как это идёт в театре. Митрополит Крутицкий и Коломенский благословил нас, и мы это играем оперу у стен древних монастырей. Так что естественные декорации и наши исторические ландшафты - потрясающая картинка. И потом, когда у нас то дождь, то радуга, то прилетают птицы, то ураган: где ещё можно получить такие декорации? Стопроцентно каждый год зрители видят премьеру, потому что каждый спектакль становится уникальным».    

Нежная девичья песня в народном духе открыла первую картину оперы.

«Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Острая личная драма развёртывается здесь на широком историческом фоне. Главная линия оперы на сюжет поэмы «Полтава» Александра Пушкина – история девушки Марии, которая влюбляется в престарелого гетмана Мазепу. Вокруг этих отношений и развивается основной сюжет. Рядом с интимными лирически окрашенными сценами хоровые и симфонические эпизоды воссоздают драматизм действительных исторических событий. Постановка Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» захватывает и не отпускает до последней минуты действия.

Одновременно со сложившейся традицией проводить фестиваль «Русская опера у стен монастыря» в Коломне прослеживается ещё одна: каждый раз выступление столичных артистов сопровождают необычные явления природы. Так во время показа «Царской невесты» в 2016 году над Соборной площадью кружили стаи ласточек, словно встревоженные накалом страстей, происходивших на сцене. В прошлом году спектакль сопровождался великолепным зрелищем: над Успенским собором сияла чистая, омытая дождём и подсвеченная прожектором солнца радуга. И вот очередной раз погода испытала на прочность поклонников высокого искусства: проливной дождь внёс коррективы в сценическое действо, едва начавшийся спектакль пришлось прервать и выдержать, к счастью, недолгую паузу.

Алексей ИСАЕВ, солист театра «Геликон-опера», исполнитель партии Мазепы:

- Опен-эйр – формат очень популярный во всём мире, который давно зародился в Европе и сейчас стал популярным у нас. Очень хорошо, что появляются такие фестивали, которые проходят под открытым небом, в натуральных декорациях с потрясающей энергетикой.

- Вам как исполнителю приходится ли использовать какое-то дополнительное мастерство при выступлениях в таком формате?

- Да, на самом деле, выступления в зале и на открытой площадке имеют очень большую разницу. Здесь нет возврата голоса, какой есть в условиях живой акустики. На открытой площадке это происходит с помощью акустической аппаратуры. Это не очень комфортно для артиста. Очень сложно контролировать технический процесс, получаешь неверное ощущение – много ты дал голоса или мало. Но при этом через микрофон мы можем донести больше красок голоса, эмоций. К примеру, в живой акустике не всегда можно показать с помощью пиано весь спектр своего голоса.

- Непредсказуемость погоды во время подобных выступлений вас не страшит?

- Люблю вспоминать наши фестивали в Клину. Удивительный факт: когда мы репетируем Чайковского, собирается дождь. Как только наступает спектакль – всё чудесным образом рассеивается. Всё-таки я верю, что Пётр Ильич где-то за нами следит и помогает. Потому что нет таких людей, которые не любят музыку Чайковского, это великий композитор.

Наталия Шепелева

Самое читаемое