Яндекс.Погода

воскресенье, 27 сентября

ясно+14 °C

Идею инклюзивного образования поддерживают в школе № 3

26 янв. 2020 г., 14:38

Просмотры: 2707


Маленькая школа, маленькие классы, тихая атмосфера Старого города - такое сочетание как нельзя лучше подходит для обучения детей с особенными педагогическими потребностями.

Уделять внимание детям, которым тяжело учиться в обычном классе наравне со сверстниками, школа № 3 стала ещё в девяностых годах прошлого века.

- Сначала такие классы назывались «классы педагогической поддержки», потом «компенсационные», теперь  принято говорить «для детей с ограниченными возможностями здоровья», - рассказывает и.о. директора школы № 3 Татьяна Дунаева. - У нас есть адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития. Школу также посещают дети-инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата. Шестерым ученикам мы помогли организовать обучение на дому, к ним приходит учитель, школа им оказывает дистанционную поддержку через электронный портал. Мы стараемся никак не выделять таких ребят, а наоборот, «вливаем» в среду с обычными детьми.   У нас проходит много совместных мероприятий, где ученики с ОВЗ не чувствуют себя обделёнными: на равных условиях ставят спектак­ли, принимают участие  в конкурсах и пишут контрольные работы. Мы пытаемся их адаптировать под условия жизни.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

По меркам обычной школы классы здесь совсем небольшие - максимально 15 человек.

- Дети с задержкой психического развития быстро утомляются, и их поведение может выйти за рамки общепринятого, - говорит Татьяна Борисовна. - В маленьком классе  ребята меньше устают. В любой момент мы можем вывести ученика из кабинета, ребёнок может отдохнуть в кабинете психолога и даже полежать в медицинском кабинете. У нас закуплено оборудование для сенсорной комнаты. С февраля появится ставка логопеда.

4 (3).JPG

ПРОФЕССИЯ ВМЕСТЕ С АТТЕСТАТОМ

В этом году школа № 3 подключилась к национальному проекту «Билет в будущее».

- Министерство образования области вместе с высшими учебными заведениями разработали образовательную программу, которая позволяет школьникам вместе с аттестатом получить диплом первичной специализации, - поясняет директор. -  Сейчас в этом проекте у нас участвуют  восьмиклассники. На базе аграрного колледжа ребята получают навыки водителя погрузчика, секретаря и рабочего по озеленению хозяйства. После обучения и сдачи экзаменов они получат дипломы с разрядом третьего или четвёртого класса.

4 (1).JPG

ГЛАВНОЕ - МОТИВАЦИЯ

Учитель начальных классов Анна Бочарова работает с особенными детьми более 20 лет. Сейчас её подопечные - четвероклассники.

- Ребята не могут долго концентрироваться, - рассказывает Анна Даниловна. -  Работоспособность на уроке 10-15 минут, остальное время с ними надо играть. Организую динамические паузы. У нас в классе есть фонтанчик, мы слушаем журчание воды. А ещё я принесла из дома массажную подушку на рабочее кресло. Я им говорю: «Так, кто хорошо сегодня будет себя вести, разрешу сделать себе массаж». Всё, и мотивированы, и настроены на работу. От среды до среды мы разыгрываем какой-нибудь сувенир. Это тоже отличная мотивация.

В целом расписание уроков почти не отличается от обычного: три дня по пять уроков и два дня - по четыре.

- Мы идём по программе «Школа России», но у нас адаптированный вариант, - говорит Анна Бочарова. - Например, на тему «Деление многозначного числа на однозначное» в норме даётся один час. Но я знаю, что для моих ребят этого мало. Я смотрю, где можно взять ещё два-три урока. Какую-то тему могу дать попозже, чем запланировано программой. То же самое касается и других предметов.

4 (4).JPG

На уроках приходится контро­лировать не только внимание учеников, но и их эмоциональное состояние.

- Есть очень возбудимые дети, готовые заплакать в любой момент, - рассказывает учительница. - Есть ребёнок с аутизмом, который словно в своём мире, есть и медлительные ученики, и активные. Я всегда учу ребят, что мы все разные, и надо воспринимать друг друга такими, как есть.

Татьяна Дунаева, и.о. директора школы № 3:

- По адаптированной программе в нашей школе сегодня два класса начальной школы и три класса  в среднем звене. Для детей со сложными диагнозами организовано домашнее обучение с применением нескольких видов образовательного процесса. Всегда ребят приглашаем на общешкольные мероприятия, чтобы помочь им социализироваться в обществе.

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях

 

Нина Соколова