Яндекс.Погода

пятница, 5 июня

облачно с прояснениями+11 °C

Если осталась одна рука, жизнь хватают наверняка! Виктор Урин. «179 дней в автомобиле»

05 апр. 2020 г., 20:55

Просмотры: 2809


Вспомнит ли кто-то из современных читателей имя автора? Вряд ли. Скорее всего, даже профессиональные литераторы и поэты с трудом припомнят эпатажного бородача, немало озадачившего в своё время Союз писателей. Зато его очень хорошо знают и уважают в клубе любителей автомобиля «ГАЗ-М-20» - легендарной «Победы».

АВТОР

Родился Виктор Урин в 1924 году в Харькове, с детства сочинял стихи и мечтал сделать стихотворчество своей основной профессией. В 1942 году попал на фронт в танковые войска генерала Черняховского, получил ранение, из-за которого до конца жизни еле мог двигать левой рукой. Ещё перед войной начал публиковаться, после ранения был комиссован и поступил в Литературный институт. Были и взлёты, и падения: его критиковали и даже изгоняли в начале 50-х подальше из столицы в Волгоград. Но окончательный крест на поэтической карьере в СССР поставила дерзкая идея Урина создать в Москве штаб по учреждению «Мировой поэтической республики». Для этого Урин даже заручился поддержкой президента Сенегала Леопольда Сенгора - тоже поэта. Такого самовольства Урину не простили и с треском вышибли из Союза писателей. Обиженный поэт подал заявление на выезд в Сенегал, препятствовать ему не стали - Урин навсегда попрощался с СССР, перебравшись затем в США.

6 179 дней в автомобиле.jpg

СЮЖЕТ

«179 дней в автомобиле» - книга о большом путешествии, которое Виктор Урин совершил в 1956 году. В компании с профессиональным водителем и кинооператором Урин выехал из Москвы, чтобы спустя полгода прибыть во Владивосток. Для такого мероприятия была задействована новая модель Горьковского автозавода - полноприводный «ГАЗ М-72». Редкая машина - её выпускали всего три года - изготавливалась путём объединения узлов внедорожника «ГАЗ-69» и кузова «Победы». Сегодня такой аппарат можно увидеть лишь в музеях. Машину укомплектовали всем необходимым, заручились поддержкой региональных автоклубов, железнодорожников, автопредприятий и тронулись в путь после майских праздников 1956 года.

Путешествие получилось небыстрым. Во-первых, дорог в нашем понимании в регионах практически не было: на архивных фотографиях, помещённых в книге, мы видим в лучшем случае укатанную грунтовку, а порой - увязшую в болоте машину, которую вытаскивают то лошадью, то лебёдкой. Во-вторых, путешественники принципиально не брали с собою деньги: по пути Урин делал репортажи и писал стихи, публикуя их в местных городских изданиях. На гонорары приобретались провизия и запчасти, и путешествие продолжалось. В-третьих, задачей было не добраться из пункта А в пункт Б, а написать серию заметок о стране, стремительно оправлявшейся от военных лет, вставшей на путь пятилеток - с новыми планами, надеждами.

СТИЛЬ

Урин пишет лаконично, с юмором. Всё, что касается дорожных приключений, читается на одном дыхании. Это сегодня можно пролететь на жёлтой «Калине» по новому шоссе за несколько дней из конца в конец Транссиба, а в 50-х преодоление пятнадцати тысяч километров превратилось в захватывающий триллер. Вставки о великих стройках коммунизма и некоторое преувеличенное восхваление советской солнечной действительности можно простить: книгу-то нужно издать, а без некоторых реверансов в сторону политического курса обойтись в этом деле было невозможно. В общем, если вам по душе старые фильмы наподобие «Высоты» или «Верных друзей», то и книга однозначно понравится. Текст к тому же разбавляют поэтические вставки - но это уже на любителя.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

В наши дни трудно найти людей, которые бы успели побывать хотя бы в сотне километров к востоку от Московской области. Туристов и отдыхающих манят Европа, пляжи Египта и Турции. Время романтиков, влюблённых в Урал и тайгу, ушло, и поэтому «179 дней в автомобиле» - отдушина во времена, когда поезда и машины с бородатыми романтиками уходили в сторону Байкала, Енисея, Тихого океана. И запланированный отпуск на любимой даче уже хочется сменить на что-то более масштабное и авантюрное.

ПОСЛЕВКУСИЕ

Как свидетельствуют очевидцы событий, после триумфальной поездки на «М-72» Урин обратился в Союз писателей с просьбой… помочь с покупкой вертолёта для путешествий. Конечно, ему отказали, а жаль! Кто знает, какая книга могла бы получиться. Таких людей сложно остановить. Как сам писал о себе поэт:

Если осталась одна рука,

Жизнь хватают наверняка!

ДРУГИЕ МНЕНИЯ

- Нынешним джиперам на лакированных внедорожниках, с навигацией и техподдержкой, такой рейд и не снится! Были ведь железные люди в те годы.

- Конечно, если убрать из книги все дифирамбы коммунистическому строю, то получится отличный отчёт о путешествии. Вообще, можно было бы издавать отдельно дорожную часть, книга бы не сильно пострадала.

- А сейчас «М-72» можно где-то купить? Я бы повторил!

- Что сказать - романтики с большой буквы! Ещё у Виктора Урина есть книга «По колымской трассе - к полюсу холода». Найти её сложно, но очень хочется прочитать! Думаю, не менее интересно.

 

Михаил ДЕБОЛЬСКИЙ, читатель, житель Щурова

 

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц