Коломна. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 23 апреля

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

Коломенский коллекционер стремится вернуть имена персонажам старинных снимков

03 февр. 2019 г., 15:47

Просмотры: 9694


Фото: Нина Соколова

Сергей Бочаров достаёт из пакета и освобождает от упаковки огромный фотопортрет. На нём запечатлена женщина в красивом наряде.

- Только что получил из багетной мастерской, - рассказывает он.

- А кто эта красивая дама?

- Это для меня пока загадка. Её я ещё не разгадал.

КОЛОМНА - В ПРИОРИТЕТЕ

Сергей Бочаров - коллекционер со стажем. В разное время он увлекался нумизматикой, филателией, филокартией. Теперь его страсть - старинные фотографии, сделанные в коломенских фото­ателье.

- Я сам родом из Москвы, а жена - из Коломны, и живём мы здесь, - говорит Сергей. - Поэтому прежде всего интересуюсь коломенскими фотоснимками. Но когда наступает кризис в материале, расширяю круг до близлежащих городов - Зарайска, Егорьевска, Каширы и Озёр.

Определить, где именно сделана фотография, помогает паспарту - картонное обрамление снимка. На нём каждый фотограф указывал свою фамилию.

- Коломна - крупный город, - продолжает Сергей. - До революции здесь работали семь фотоателье. Для сравнения: в Егорьевске их было пять, в Зарайске - два, в Кашире и Озёрах - по одному. Чаще всего попадаются фотографии, сделаные Бортняевой, потом Тембурским, Мартьяновым. Это три основных. Работ Зашпанина гораздо меньше. Перегудов - тот вообще редкость. А вот самым первым фотографом в Коломне был Болозин. Он открыл фотоателье в 1868 году на Брусенской улице в доме мещанина Ильина. Причём это было уже не первое его фотоателье в Подмосковье. Я нашёл две фотографии Болозина, но они серпуховские, а не местные. Коломенских вообще практически не существует, так как работал он рано и недолго, мало, что сохранилось.

С ПОГРУЖЕНИЕМ В ИСТОРИЮ

Одним из первых экземпляров в коллекции Сергея стала серия коломенских фотографий, купленная в… Киеве. На снимках 1906 - 1907 годов изображены младенец и священник.

Панкратий Милославин.jpg

>> Священник Панкратий Милославин с сыном

 

- Несколько лет они у меня лежали, - вспоминает коллекционер. - Год съёмки подписан, но кто именно изображён - непонятно. Искал долго, смотрел в интернете.

- Простите за глупый вопрос, а что именно можно «загуглить»? «Священник, Коломна, 1906 год»? - интересуюсь я.

- Да, именно так. Нашёлся человек, который написал, что мужчина в рясе очень похож на священника из храма Архангела Михаила. Дальше проще. На просторах интернета нашёл информацию про отца Панкратия Милославина. Там же было его фото. Сравнил. Действительно, он. История заинтересовала.

Сергей продолжил поиски. Оказалось, что священник был очень творческим и неравнодушным человеком с трагической судьбой. Коллекционеру удалось связаться с пра­внучкой отца Панкратия. Она предположила, что младенец на той серии снимков - это сын священника Антон, семья которого уехала на Украину.

НЕ ПРОСТО МАЛЬЧИК

Сергею удалось разгадать историю ещё одной старинной фотографии.

- Вот посмотрите на это фото, - протягивает мне коллекционер снимок 1915-1916 годов из ателье Бортняевой.

Александр Пробатов.jpg

>> Александр Пробатов

 

С чёрно-белой фотографии смотрит мальчик в форме лет 12 - 14.

- У юноши на груди какая-то награда, - замечаю я. - Как-то он слишком молодо выглядит для героя.

- Вот! Это самое интересное! - восклицает мой собеседник. - Это Георгиевский крест! Я обратился с этой фотографией к местным краеведам. Дальше всё просто.  Коломенских георгиевских кавалеров мало, а таких юных - только один. Это племянник известного коломенского священника - Александр Пробатов. Юноша приехал в Коломну к дяде, чтобы учиться. На фото он в форме коломенской мужской гимназии. Началась Первая мировая война. Саша сбежал на фронт, был там связным, хотя ему было только 14 лет. За одну из операций он получил Георгиевский крест. Как я потом узнал, мальчик вырос, выучился и стал известным профессором-ихтиологом, написал много работ. В его честь даже названо судно - «Профессор Пробатов».

В этой истории оказался ещё один интересный момент. На фото у юноши можно разглядеть пряжку с аббревиатурой «ККГ».

- В Коломне было две гимназии: мужская и женская, - говорит Сергей. - Везде они так и упоминаются. А вот аббревиатура «ККГ» нигде не встречается. Означает она «коломенская классическая гимназия». Уникальное совпадение: я совершенно случайно на отдыхе в Берхино нашёл реальную пряжку с этими буквами. И теперь у меня есть не только фото, но и вещественное доказательство, что такая аббревиатура имела место быть. 

ЭРА НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ

- Посмотрите, вот ещё интересный экземпляр в моей коллекции, - показывает мне Сергей фотографию неизвестной пары. - На паспарту указано имя фотографа: Матрёна Панфиловна Панина. А это на самом деле не кто иной, как та самая Бортняева. Она ещё до замужества перекупила фотодело  у Болозина и ещё некоторое время выпускала работы под фамилией Панина. Кстати, в её семье фотографией занимались также муж и сын.

Панина.jpg

>> Работа фотоателье Паниной (в будущем Бортняевой)

 

- Можно сказать, что женщина в этой профессии - всё-таки исключение?

- Да. Есть справочник Попова, он составлен в начале ХХ века по фотоателье России. Там 90 процентов - это мужчины. Причём значительная часть среди них евреи. 

- А когда закончилась эра фотоателье?

- Можно сказать, она и не закончилась. Ведь и сейчас они существуют. Скорее, надо говорить, что закончилась эра паспарту. Они начали исчезать в 1913 - 1915 годах. Предреволюционные фотографии уже малоинтересны с точки зрения оформления, даже не понятно, в каком городе были изданы, потому что не было уже такой цензуры, никто это не контро­лировал. Что стало с нашими фотоателье, мне достоверно не известно. Знаю, что после революции появились артели «Спартак» и «Труд». В них в период нэпа трудился и сын Бортняевой - Иван. Известны фотографии с чернильным штампом «Фотография И.И.Бортняева».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Есть версия, что паспарту на фотографиях появились после одного пикантного случая. В московское фотоателье нагрянула проверяющая служба. Инспектор нашёл там снимки непристойного содержания. Разразился скандал. А в 1865 году вышел государственный указ: «... объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе, как с цензурного дозволения».

пин-ап.jpg

// ПОДРОБНЕЕ

Сколько это стоило?

Цены в дореволюционных фотоателье зависели от размера снимка. Были разные форматы:

● миньон (40х78 мм),

● визитный портрет (62х101 мм),

● кабинетный портрет (108х166 мм)

● будуарный портрет (135х220 мм).

Стоимость варьировалась от 1,5 до 8 рублей. Матовые снимки - наполовину дороже. За эту сумму клиент получал не одну фотокарточку, а 6 или 12 копий.

Нина Соколова