Где взять газету

Коломна. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 22 ноября

ясно-11 °C

Онлайн трансляция

Коломенский вагоновожатый - о своём призвании и тонкостях профессии

13 окт. 2019 г., 19:17

Просмотры: 2013


Александр ПЕХОВ встретил нас с фотокорреспондентом у проходных трамвайного управления. Молодой, улыбчивый, располагающий к общению.

Про событие, ставшее причиной нашей встречи, скажем позднее, пока же - поднимаемся на второй этаж административного здания ГУП МО «Мособлэлектротранс», где расположен музей предприятия. Здесь, среди макетов трамваев, стендов с фотографиями и витрин с бесчисленным количеством экспонатов, мы и начинаем разговор.

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

- В детстве, когда садился в трамвай, всегда старался встать у кабины водителя и наблюдал за его работой, - говорит Александр. - Мне это было интересно, и прошедшая через годы любовь к трамваю в конце концов стала воплощённой мечтой.

По первой специальности мой собеседник - учитель истории, закончил Коломенский пединститут. Высшее образование считает большим подспорьем в своей нынешней работе: приоб­ретённые технические навыки в профессии вагоновожатого -  это одно, а вот хорошая память, умение концентрироваться и подходить к делу основательно - совсем другое. Все эти качества позволили Александру стать одним из лучших работников предприятия (но речь об этом - впереди).

DSC_6488.JPG

>> Вагон, знакомый с детства. Фото: Нина Соколова

ТОГДА И СЕЙЧАС

Признаться, я и сам всегда был неравнодушен к трамваям: уж очень этот вид транспорта романтичен и уникален своей органичностью в контексте городского ландшафта. И тем интереснее было узнать о доселе неведомой мне «трамвайной» специфике Коломны и самой профессии вагоновожатого.

- Какие вагоны ходили раньше и какие сейчас - большая разница, - продолжает мой собеседник. - С детства мне запомнилось, что в них было мало места, мало сидений. Сейчас комфортабельность не в пример лучше, да и условия работы водителей существенно изменились: зимой в прошлом они мёрзли (как, впрочем, и пассажиры. - Прим. ред.), потому что не было нормального отопления, а сейчас такого нет. Управлять трамваем стало тоже несравненно легче, взять тот же контроллер*: тогда он был достаточно тяжёлый, теперь - совсем лёгонький.

DSC_6503.JPG

>> Двери закрываются. Фото: Нина Соколова

АЗЫ ВАГОНОВОЖДЕНИЯ

Рассказал Александр Пехов и об особенностях освоения профессии. Оказывается, новичок, прошедший курсы и сдавший экзамены, в течение месяца выходит на маршрут под наб­людением инструктора, после чего, совершив контрольную поездку с наставником, отправляется в «свободное плавание».

Любопытно, что в Коломне существует деление трамвайных маршрутов на «лёгкие» и «сложные». Водителю, который только что пришёл в профессию, доверяют обслуживать маршруты №№ 6, 8 (по кольцу) и 2, 4 (так называемые «колычёвские»). Через полгода для него «открывается» путь до станции Коломна, а ещё через полгода - до Старого города.

- Последние два направления считаются самыми сложными, - поясняет Александр, - потому что при движении на станцию трамвай пересекает улицу Октябрьской революции, а в Старом городе существует несколько «закрытых» перекрёстков, перед которыми водителю нужно обязательно притормаживать и быть предельно внимательным и осторожным - участки эти особенно аварийно опасны.

КРИТЕРИИ МАСТЕРСТВА

Теперь настало время рассказать, почему же мой собеседник считается одним из самых высококвалифицированных водителей предприятия. Дело в том, что в сентябре он был делегирован на проходивший в Казани Всероссийский конкурс профмастерства «Лучший водитель трамвая», где завоевал второе призовое место. Кубок, денежное вознаграждение и масса впечатлений - всё, что он привёз с соревнований, принесло ему почёт и уважение коллег.

- В подобных конкурсах я участвовал в третий раз, - говорит Александр. - Особенно специфичны были практические задания. Например, комфортность вождения оценивалась так: в середину салона на пол ставили кружку, на девяносто процентов заполненную водой, и проехать участок трассы нужно было так, чтобы её не расплескать. Скоростное вождение заключалось в умении вовремя затормозить после внезапно зажёгшегося красного сигнала светофора. Общие результаты конкурса, в котором, кстати, участвовало более 30 человек из 24 городов страны, показали, что с заданиями я справился неплохо.

9 ЛЕТ - стаж работы Александра Пехова

ЭПИЛОГ

Когда человек любит свою работу, о нём говорят: нашёл себя, смог самореализоваться. К герою нашего рассказа эти слова подходят идеально. Однако кроме профессиональных успехов, существует ещё одна, «лирическая» сторона.

- Утром выходишь на маршрут и видишь, как город просыпается, - делится мыслями Александр Пехов. - А вечером - наоборот: он засыпает, людей и машин становится всё меньше и меньше. Очень интересно наблюдать, как это происходит, видеть, как со временем меняется Коломна. Сидя в кабине, смотришь на всё словно бы свысока и подмечаешь то, что обычный пешеход и не заметит...

* Контроллер - многопозиционный коммутационный аппарат, с помощью которого вагоновожатый управляет режимом работы тяговых электро-двигателей.

// ЕСТЬ МНЕНИЕ

Алевтина САЗОНОВА, жительница Коломны:

- Наш город уникален уже тем, что в нём есть трамвайное движение. Я постоянно пользуюсь этим видом транспорта и не представляю, как бы без него обходилась, ведь автобусы мимо улицы Чкалова, где я живу, не ходят.

Николай, пассажир в трамвае:

- Еду в Старый город, нужно на «стометровке» кое-что прикупить - там цены ниже. Маршрут для меня привычный, и даже пересадку делать не надо. Очень удобно: в трамвай сел - и через пятнадцать минут уже на месте.

DSC_6498.JPG

>> Трамвай готов выйти на маршрут Фото: Нина Соколова

Николай Романов