Яндекс.Погода

пятница, 21 февраля

ясно+6 °C

Музей трамваев

03 нояб. 2018 г., 18:43

Просмотры: 11827


Продолжаем проект «Коломенской правды». Мы знакомим наших читателей с уникальными документами и предметами, которыми гордятся и бережно хранят коломенские музеи.

Находка для журналиста: визит в этот музей подарил мне столько разноплановых тем, работать над ними - не переработать. Впрочем, любой посетитель уйдёт отсюда с интересными открытиями. И обязательно вернётся, потому что в планах (нам рассказали по большому секрету) ещё ого-го сколько всего!

84-4-5 1.jpg

84-4-5 4.jpg

Хозяин коллекции, директор музея, организатор выставок, специалист, «оживляющий» макеты, - это всё один человек, Андрей МЯСНИКОВ. Урождённый москвич, судьба которого не раз пересекалась с Коломной, пока окончательно не привела к нам. А игрушечный трамвай (как настоящий, только маленький!) первый раз в его жизни появился в шестилетнем возрасте. И есть подозрения, что именно те, из детства, красные вагончики теперь стали частью коллекции. Ныне ей уже более 30 лет. Все 200 моделей трамваев имеют один масштаб. Это сделано специально, чтобы посетители могли увидеть историю трамвая в развитии, сравнить модели между собой, оценить и... влюбиться.

конка.JPG

ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА ТРАМВАЯ - КОНКА. В этом году она отмечает 190-летие! Первая конка (вагонетка на лошадиной тяге сначала для грузов, а потом для людей) как городской общественный транспорт заработала в 1828 году в американском Балтиморе и пришла на землю из шахт, где активно эксплуатировалась. Лёгкий открытый вагончик использовался для южных городов, закрытый - где холоднее. Скорость конки - 6-8 км/час. Это скорость пешей лошади, иначе попробуй отработать весь день вверх и вниз, в горку и под горку. В конце XIX века конка уступила место электрическому трамваю. Но! Последняя конка трудилась аж до 2015 года в городе Дугласе на острове Мэн в Великобритании. И не как туристский объект, а как городской транспорт. В столичном же регионе России в свою бытность конка была в Москве и в дачных посёлках Малаховка и Ново-Гиреево.

паровой.JPG

Между конкой и электрическим трамваем был ещё один трамвай - ПАРОВОЙ. Примерно такие же паровички строил и Коломенский завод. С точки зрения технической, это самый настоящий паровоз, только маленький, у него тщательно закрыты все ходовые части, чтоб не пугать городских лошадок. Паровики могли тянуть за собой уже до семи вагонов. Часто к ним цепляли старые коночные вагоны. Такой транспорт жители называли «паровая конка». И конка, и паровик - это рельсовый транспорт. В богатых городах путь был замощён булыжником, в городах победнее насыпали большой слой песка, который полностью закрывал шпалы. Был вариант, когда лошадь просто шла по тропинке сбоку. В этом случае ей выпадала роль «бурлака на Волге». Этот вид транспорта был комфортабельнее омнибуса - прототипа автобуса, потому что двигался по ровным железным рельсам в отличие от омнибуса на деревянных колёсах, передвигавшегося по булыжной мостовой или земле и напрочь вытряхивавшего душу из пассажира. Именно поэтому богатые города и строили конку.

первый.JPG

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТРАМВАЙ появился в пригороде Берлина в 1881 году. Все ранние трамваи похожи друг на друга. Они маленького размера: вместимость 10 - 15, от силы 20 человек, имеют открытые площадки, то есть открыты всем ветрам.

ресторан.JPG

САМЫЙ ЮЖНЫЙ ТРАМВАЙ в мире находится в австралийском Мельбурне. Этот вагон пользуется большой популярностью у туристов из-за возможности ехать и вкушать. Сделан трамвай из старого пассажирского вагона и является своего рода потомком интерурбана - американского пригородного трамвая периода Великой депрессии. Тогда, чтобы привлечь клиентов, в утренние часы в вагоне организовывали кафе, и клерки, спешившие на работу, могли полноценно позавтракать: выпить чашечку кофе, съесть яичницу с беконом...

красный.JPG

А ЭТО ТЕ САМЫЕ ТРАМВАЙЧИКИ - ИЗ ДЕТСТВА! Неизгладимые из памяти впечатления от них зародили мечту, которая переросла в коллекцию, ставшую музеем. Эти трамвайчики работали в разных городах Германии в конце XIX - начале XX века. Производитель - фирма «МАН». Вместимость - 10 - 15 человек. Похожие бегали и по Москве. А в 1924 году московские трамваи «с пробегом», правда другой модификации, но тоже немецкие, были переданы в Ногинск и открыли движение по первой в Подмосковье трамвайной линии.

ВАГОН РВЗ-6. Рижский вагоностроительный завод выпускал их с 1960 по 1986 год. Это целая эпоха в развитии отечественного трамвая, такие вагоны-трудяги добросовестно служили во многих городах Советского Союза, кроме... Москвы. Для неё они оказались простоваты по дизайну. В Коломне же был период, когда по всем маршрутам бегали только такие трамваи. Последний «ушёл на заслуженный отдых» в 2001 году.

на макете.JPG

НА МАКЕТЕ - собирательный образ старой улочки небольшого городка конца 1960-х - начала 70-х годов. Здесь есть вагоны типов X и М, массово производимые в 1930-х - 40-х годах. Дело в том, что прошедший в стране в начале 1925 года трамвайный съезд принял решение стандартизировать подвижной состав для средних городов. Эти вагоны и стали результатом работы конструкторов и производителей. Их строили одновременно на четырёх заводах: в Мытищах, Николаеве, Киеве и в Усть-Катаве Челябинской области. А литеры «X» и «М» обозначают вовсе не производителей, а места поставки первых партий: моторных - в Харьков, прицепных - в Москву. Работали они до 70-х годов и были настолько надёжными, что по окончании эксплуатации их не списывали «в пенсионеры», а переделывали либо в служебные, либо в грузовые. И они продолжали служить трудовому народу. Кстати, макет улочки интересен и сам по себе: в нём вполне можно разглядеть родные коломенские мотивы.

Коля.JPG

А это Коля! Он в современной форме водителя трамвая из Санкт-Петербурга. На нашивках есть аббревиатура ГЭТ - городской электрический транспорт, а количество лычек свидетельствует, что Коля - первоклассный водитель.

Кстати, Андрей попросил через нашу газету обратиться к читателям и жителям города: в музее будут рады любой подлинной вещи, связанной с трамваем, будь то документ, инструмент или одежда. Поищите в закромах, пополните музейные фонды!

Коломна.jpg

Оформление внутреннего убранства музея выполнил художник-дизайнер Михаил КУЧЕНЁВ. С супругой Ольгой они создали и предоставили для экспонирования серию акварелей «Трамваи родины». В скором времени она займёт достойное место на оригинально оформленной деревянной стене.

А теперь - вниманию коллекционеров. В музее трамваев есть совершенно уникальные медали, выпущенные в честь 840-летия Коломны. Тираж их ограничен - всего 200 штук, и, честно говоря, количество тает буквально на глазах. Вы ещё можете успеть заполучить экземпляр для своей коллекции. А скоро в продажу поступят новые медали. Выпуск их приурочен к 70-летию Коломенского трамвая.

Андрей МЯСНИКОВ, директор музея:

- Надеюсь, в скором времени во дворе встанет настоящий трамвай Усть-Катавского завода, а в Арт-пакгаузе начнут работать временные разноплановые экспозиции.

84-4-5 3.jpg

Наталья МИШИНА, автор проекта

Нина СОКОЛОВА, дизайн и фото

 

Нина Соколова